Профилактика экстремистского поведения молодёжи

На сегодняшний день в обществе происходит трансформация системы ценностей, обусловленная процессами модернизации экономической, политической и культурной сфер. Все это затрагивает жизнь населения страны и приводит к осложнению уже имеющихся структурных связей. В связи с этим возникает напряженность между людьми различных наций, формируются различного рода оппозиционные группы, идущие к своей цели через терроризм и экстремизм.

Приверженцы крайних мер и взглядов стремятся разжечь религиозную вражду. Подобное явление угрожает духовным и нравственным устоям общества, а также жизни людей. Не секрет, что влияние разного рода негативных тенденций в первую очередь затрагивает молодежь. Будучи вовлеченными в экстремистские формирования, юноши и девушки порой не имеют ни малейшего представления о той идеологической основе, которую имеют подобные объединения.

Каковы же определения этих негативных явлений? Под экстремизмом мы понимаем приверженность некоторых групп, организаций или отдельных лиц к радикальным мерам, позициям и взглядам, касающимся общественной деятельности. Представители подобных объединений призывают:

- к насильственному изменению существующего конституционного строя;

- к нарушению целостности страны;

- к возбуждению розни на фоне расовой, социальной и национальной неприязни;

- к пропаганде и публичной демонстрации нацистской атрибутики и т. д.

Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. Это сложное криминальное и социально-политическое явление, вызванное внешними и внутренними противоречиями развития общества. Это наиболее масштабная разновидность экстремизма. Она представляет собой идеологически обоснованное и политически мотивированное применение насилия. Причем к своей цели оно идет путем физического устранения людей. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма. Особое внимание в этом вопросе следует уделять работе с молодежью. Истоки экстремизма Сегодняшние студенты, которые являются членами различных экстремистских группировок, обучались и воспитывались в стенах школы. Именно в этом общеобразовательном учреждении ребенок, как правило, впервые сталкивается с представителями других национальностей, имеющих отличную от привычной для него культуру, веру, взгляды на жизнь и внешность. Поэтому и должна проводиться профилактика терроризма и экстремизма в школе, ведь это общеобразовательное учреждение является своеобразной «горячей точкой» для возникновения агрессии.

Школьные учителя должны создать такую атмосферу, в которой не было бы места актам насилия и жестокости. У ребенка, а после и у молодого человека необходимо вырабатывать толерантность, объясняя ему, что на нашей планете живет много людей. И несмотря на разницу во внешности и жизненных устоях, все должны пользоваться одинаковыми правами. В этом и будет состоять работа по профилактике терроризма, основывающаяся на:

- активности учащихся и их стимулировании к самовоспитанию;

- сознательном поведении молодежи;

- принципе адекватности.

Однако профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях не должна затрагивать неформальные объединения молодежи. В отличие от негативно настроенных группировок здесь отсутствует членство. Неформальные объединения – это не что иное, как проявление обособленной субкультуры. Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма не должны затрагивать и деятельность, проводимую оппозиционными политическими партиями, а также этническими обществами, конфессиями и представителями иных религий. Все они выражают свои идеи в любых формах, предусмотренных законодательством. Важность профилактики, основной костяк группировок экстремисткой направленности, действующих на территории страны, составляют молодые люди, не достигшие 30-летнего возраста. Их в подобных объединениях находится до 80%. При этом, по оценке специалистов, наиболее быстро экстремистские идеи проникают в среду учащихся общеобразовательных школ. И ничего удивительного в этом нет. Ведь психика ребенка еще не до конца сформирована и легко подвергается негативному влиянию. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях. Формирование гуманистических взглядов Всем известно, что взаимоотношения, складывающиеся на сегодняшний день в образовательной среде, нельзя отнести к разряду идеальных. Кроме того, на поведение учащихся накладывает свой отпечаток и та агрессия, которая существует во внешнем мире. И неудивительно, что, отвечая на вопрос социологов о наиболее распространенных негативных явлениях современного мира, 17% школьников ответило, что это проявление жестокости и насилия. В связи с этим немаловажной задачей современной школы является формирование гуманистической личности, признающей идею толерантности в межэтнических отношениях. Это и будет прекрасная профилактика терроризма.

        Дети, проявляющие толерантность, признают то, что все люди различны по своему внешнему виду и интересам, положению и ценностям. При этом каждый имеет право жить на нашей планете, сохранив индивидуальность. Задачей администрации общеобразовательных учреждений является создание всех необходимых психолого-педагогических условий, способствующих возникновению и поддержанию толерантности среди школьников. Этого можно достичь при готовности учителей и учащихся к сотрудничеству и диалогу, а также при повышении их коммуникативной культуры. Роль учителя Формирование у учащихся чувства толерантности является длительным и сложным процессом. При прохождении данного пути осуществляется профилактика терроризма и экстремизма в школе. На начальном этапе данного процесса учитель должен обеспечить эмоциональный комфорт детям. Кроме того, он обязан привить школьникам способность к критическому мышлению, самоконтролю и сотрудничеству. Однако действительность такова, что педагоги, испытывающие эмоциональные перегрузки, выражают накопившуюся у них раздражительность через коммуникативную нетерпимость. Это отражается в неприятии индивидуальности ребенка и категоричности при оценке его знаний. Все указанные факторы негативно сказываются на учебе и физическом здоровье школьника. Однако этого не должно быть. В общеобразовательной среде непременно должен идти процесс формирования толерантного отношения между учителем и учеником. Причем педагог обязан выстраивать свои отношения со школьниками как на уроках, так и вне класса. При этом каждый ребенок должен быть признан им как значимая и ценная личность. Умение договариваться и идти на компромисс, способность убедить в своей правоте без создания конфликтной ситуации сближает интересы учащихся различных национальностей и вырабатывает непримиримость к проявлениям жестокости и агрессии. Такую работу непременно должна включать в себя принятая в общеобразовательном учреждении программа. Профилактика терроризма и экстремизма при этом будет максимально действенной. Военно-патриотическое воспитание. Существует несколько направлений, которые оказывают значительное влияние на формирование толерантности в молодежной среде. При этом осуществляется профилактика терроризма в образовательных учреждениях. Одним из таких направлений является организация встреч с ветеранами как Великой Отечественной, так и локальных войн. Кроме того, в подобную работу может входить:

- сбор реликвий и документов о героизме и мужестве защитников Родины;

- запись воспоминаний ветеранов;

- адресная помощь инвалидам, участникам боевых действий, а также семьям погибших воинов;

- работа с архивными данными по уточнению судеб военнослужащих, принимавших участие в войне 1941-45 гг. и т. д.

План мероприятия «Профилактика терроризма» должен включать в себя не только единичные, но и долгосрочные акции:

- декады, недели и месячники боевой славы;

- героико-патриотические акции;

- сбор рассказов о ветеранах тыла и фронта с передачей материалов для публикации в средства массовой информации.

Профилактика терроризма в школе предусматривает и организацию празднований Дня Победы. К настоящему времени сложилась определенная схема проведения подобных мероприятий. Причем в ней принимают участие не только средние образовательные учреждения. Подобные мероприятия по профилактике терроризма проводятся с участием организаций по делам молодежи, а также детских общественных объединений. При этом осуществляются:

- акции под девизами «Я горжусь! Я помню», «Георгиевская ленточка» и т. д.;

- благоустройства памятников, мемориалов, обелисков, воинских захоронений; -

 торжественно-траурные церемонии поминовения с митингами и возложениями венков;

- тематические встречи с ветеранами с организацией праздничных концертов.

Воспитание будущих защитников Профилактика терроризма подразумевает и подготовку молодежи к ведению военной службы. Подобные мероприятия включают в себя:

- работу оздоровительных оборонно-спортивных лагерей;

- открытие военно-патриотических клубов;

- проведение соревнований по пулевой стрельбе и т. д.

Все это способствует не только улучшению спортивной подготовки молодых людей, но и их активному вовлечению в познавательную деятельность с одновременным формированием нужной установки на предстоящую армейскую службу. Вышеописанные меры профилактики терроризма будут наиболее действенными, если к организации подобных мероприятий подключатся кружки по художественному творчеству и краеведческие музеи. Все это окажет значительное влияние на интерес к традициям своего народа, его обычаям и культуре, а также на укрепление любви к родному краю. Поддержка национальных культур Школьный план «Профилактика экстремизма и терроризма» включает в себя многие мероприятия. В их числе - организация разъяснительной работы по поддержке различных национальных культур.

Весьма действенны подобные мероприятия в тех регионах, которые граничат с другими республиками, или в тех, где живут различные национальные группы. Игровая форма воспитания. В чем еще заключается профилактика терроризма? Для устранения предпосылок к агрессии, жестокости и национальной вражде в общеобразовательных учреждениях широко используются игры. И это неудивительно, ведь игра является важнейшей сферой жизнедеятельности детей. Именно она, совместно с искусством, спортом, познанием и трудом обеспечивает те эмоциональные условия, которые ведут к формированию национального сознания и к выработке культуры межнациональных отношений. Организаторами игр для младших школьников могут стать старшеклассники. Для более взрослых детей такое участие будет прекрасным опытом в приобретении практических навыков и умений, а также в закреплении уже полученных знаний. В этом плане великолепно зарекомендовали себя народные игры. Они являются одним из основных средств, способствующих воспитанию культуры общения между нациями. Проведение различных мероприятий. В рамках темы профилактики терроризма может быть осуществлено:

- заочное или очное путешествие по истории родного края;

- знакомство с народными умельцами и другими интересными людьми;

- проведение конкурсов юных талантов.

Кроме того, профилактика терроризма будет наиболее действенной при занятии с детьми поисковой работой, проведении различных актов милосердия и прочих добрых дел. Содержание данной работы можно дифференцировать по возрасту учащихся. Так, первоклашки посещают театры и музеи, а также знакомятся с фольклором. На данном этапе могут быть проведены праздники со сказочными героями. При переходе в следующий класс дети изучают творчество национальных писателей и поэтов. Также во втором классе организуются разнообразные занятия и игры. Школьники вовлекаются в поисковую работу и знакомятся с историей своей малой родины. Такие мероприятия проводятся на всем этапе начальной школы. С пятого-седьмого класса учащиеся вовлекаются в новые полезные и интересные дела. Все проводимые мероприятия призваны обогатить и развить знания детей о национальной культуре и родном крае. Главной в этот период становится деятельность, направленная на творческое развитие школьников, а также на воспитание у них интернациональных и патриотических чувств. Одновременно дети знакомятся с традициями и жизнью людей других национальностей. Толерантность в этом возрасте формируется благодаря программе, реализующей два направления. Первое из них – осознание себя в качестве субъекта культуры семьи. В этот период деятельность педагога должна быть направлена на формирование терпимого и доброжелательного отношения между детьми и их родителями. Профилактика терроризма в старших классах осуществляется через проведение уроков народной мудрости, основой которых являются различные народные традиции. К примеру, в игровой и творческой форме может быть представлена семья:

- японская;

- английская;

- русская;

- еврейская и т. д.

Все это способствует изучению детьми национальных праздников и традиций другого народа, его жизни и культуры. Духовное воспитание Чувство международной толерантности невозможно без веротерпимости молодых людей. Каждый человек вправе выбрать для себя, а также заняться распространением религиозных и других убеждений. Однако педагог должен понимать, что есть отдельные объединения, которые не должны заслуживать к себе толерантного отношения. Речь идет о некоторых религиозных культурах, имеющих экстремистскую направленность. Это, например, «Свидетели Иеговы» и «Дети бога». Деятельность подобных организаций оказывает негативное влияние на молодежь, семью и детей. Как в таком случае проводить религиозное воспитание школьников? Для профилактики агрессии и жестокости детям нужно рассказывать о разных вероисповеданиях. Ребенок должен самостоятельно остановить свой выбор на той или иной религии или отказаться от всех ее разновидностей. Только в таком случае у школьника выработается доброжелательное отношение к любому мировоззренческому подходу.

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

 

Профилактика экстремизма в молодежной среде. Методические рекомендации для классных руководителей, педагоговexpand_less

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.

Факторы экстремизма в молодежной среде (психологический аспект

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

установки, предубеждения родителей;

взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе.

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

представления, установки подростков;

индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:

– воспитание установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

– формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

– повышение роли семьи в формировании у молодежи норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

– противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

– внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;

– воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

– отработка навыков безопасного поведения обучающихся в момент угрозы террористического акта.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.

К таким категориям могут быть отнесены:

– учащиеся из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с

низким          социально-экономическим          статусом,                      недостаточным

интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

– «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

– молодежь, имеющая склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

– носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

– члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально - экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

  • социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
  • этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

– оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находится молодежь, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

– создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

– разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При изучении таких предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. Предмет «История» поможет обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:

чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;

умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Основными мероприятиями могут быть:

– координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении воспитательных часов в учреждениях образования;

– организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания;

– проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

– проведение воспитательных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на Советах профилактики;

– организация индивидуальных встреч обучающихся с педагогами социальными, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди обучающихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, общественных организаций.

Проводя профилактическую работу с молодежью важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди молодежи в образовательном учреждении необходимы:

системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности

обучающихся;

поддержка ученического  самоуправления,  формирование  актива  во всех целевых группах и саморазвитие программ;

анализ результативности профилактической работы, проводимой классным руководителем, педагогом социальным.

 

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.

Факторы экстремизма в молодежной среде (психологический аспект

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

установки, предубеждения родителей;

взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе.

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

представления, установки подростков;

индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:

– воспитание установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

– формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

– повышение роли семьи в формировании у молодежи норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

– противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

– внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;

– воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

– отработка навыков безопасного поведения обучающихся в момент угрозы террористического акта.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.

К таким категориям могут быть отнесены:

– учащиеся из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с

низким          социально-экономическим          статусом,                      недостаточным

интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

– «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

– молодежь, имеющая склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

– носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

– члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально - экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

  • социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
  • этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

– оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находится молодежь, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

– создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

– разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При изучении таких предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. Предмет «История» поможет обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:

чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;

умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Основными мероприятиями могут быть:

– координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении воспитательных часов в учреждениях образования;

– организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания;

– проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

– проведение воспитательных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на Советах профилактики;

– организация индивидуальных встреч обучающихся с педагогами социальными, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди обучающихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, общественных организаций.

Проводя профилактическую работу с молодежью важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди молодежи в образовательном учреждении необходимы:

системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности

обучающихся;

поддержка ученического  самоуправления,  формирование  актива  во всех целевых группах и саморазвитие программ;

анализ результативности профилактической работы, проводимой классным руководителем, педагогом социальным.

 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: