Методическая копилка
Инновационный опыт
Инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ»
Срок реализации: февраль 2017г. - май 2020г.
Одним из важных направлений реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является формирование экономических компетенций современных учащихся, что обусловлено повышенными требованиями к личным качествам будущих кадров рыночной экономики. В частности, в разделе 7 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрено создание в нашей стране эффективной национальной системы делового образования, которое направлено на подготовку обучающихся к предпринимательской деятельности и развитию ключевых компетенций.
Основными задачами национальной Программы «Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи на 2016-2020 г.г.» являются формирование предприимчивости, инициативы, создание условий для успешного саморазвития и самореализации личности обучающегося через привлечение детей и учащейся молодежи к участию в социально значимых бизнес-проектах.
Поэтому воспитание предпринимательской культуры – одна из приоритетных задач современных учреждений образования. Необходимость ее решения обусловлена как внешними по отношению к образованию социально-экономическими факторами, так и нуждами самого образования.
Предпринимательская культура - это интегративная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.
Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности:
-экономической: знание законов рынка, профессионализм, ориентация на перспективу; бережное отношение к орудиям труда и др.;
-социальной: умение выстраивать конструктивные отношения с различными государственными и частными структурами, конкурентами, использовать социальные механизмы для привлечения новых ресурсов в производство; заинтересованность в дальнейшем улучшении не только собственной, но и окружающей жизни; владение различными социальными ролями, развитые коммуникативные навыки, дух корпоративизма; менеджерские способности и др.;
-психологической: креативное мышление; наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, достижения; психологическая устойчивость, решительность и др.;
-этической: человеческое достоинство, совестливость, стремление к получению прибыли честным путем; готовность к благотворительной деятельности и др.;
-педагогической: уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, стимулировать состязательность и др.
В Беларуси предпринимательская культура находится на стадии становления и развития. Понятие «предпринимательство», «предприимчивость», «предпринимательская культура» совсем недавно вошли в тезаурус педагогической науки. Финансовая независимость сейчас – это умение ориентироваться в потоке информации, видеть возможности и извлекать из них выгоды и преимущества для себя и для общества. Поэтому важно заложить в молодых людях здоровые ценности.
Вместе с тем, исследования показывают, что педагоги учреждений общего среднего образования отмечают недостаточную информационную, нормативно-правовую и методическую базу по вопросам формирования предпринимательской культуры обучающихся. Существует дефицит педагогов, владеющих экономическими знаниями, что затрудняет работу по формированию предпринимательской культуры школьников. Эта проблема может быть решена через привлечение студентов экономических вузов, получающих вторую специальность «Преподаватель». Например, специализация «Экономическая социология. Преподаватель» в Белорусском государственном экономическом университете.
Для преодоления проблемы территориальной удаленности учреждений образования применяют информационные компьютерные технологии. Сетевое взаимодействие будет способствовать обмену мнениями, идеями, инновационными методическими приемами и технологиями с целью формирования предпринимательской культуры школьников, создаст условия для конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля.
Педагогический коллектив учреждения образования готов к реализации инновационной деятельности по теме «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты».
Готовность коллектива подтверждается:
1.Наличием педагогов с опытом работы в сетевых проектах экономической направленности, сетевых сообществах, блогах;
2. Наличием в агрогородке частных предприятий, индивидуальных предпринимателей, готовых к взаимовыгодному сотрудничеству;
3. Учреждение образования обладает необходимой базой для реализации инновационного проекта по сетевому взаимодействию. Есть подключение к высокоскоростной сети Интернет, развита локальная сеть учреждения образования.
4. В учреждении образования с сентября 2017 года начнёт работу школьная бизнес-компания «Шаг за шагом».
5. Государственное учреждение образования «Гераненская средняя школа» имеет опыт инновационной деятельности, с 2014 по 2017 гг. реализует инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства» (тема утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 16.07.2014 г. № 634 «Об экспериментальной и инновационной деятельности). По итогам реализации создана следующая ресурсная база:
а) разработаны и апробированы эффективные методы и формы работы по формированию предпринимательских компетенций обучающихся;
б) сформирован мотивированный коллектив педагогов и учащихся, родителей. Так, 95% педагогов учреждения образования выразили желание продолжать работать в сфере формирования предпринимательских компетенций у обучающихся;
в) обобщен локальный опыт эффективных практик педагогов-новаторов, который будет использоваться в реализации нового инновационного проекта.
Новизна состоит в том, что деятельность по формированию предпринимательской культуры обучающихся будет организована с использованием сетевой информационной технологии, которая представляет собой взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты, позволяющие организовать и поддержать образовательный процесс. Она включает в себя сетевое взаимодействие через специальное программное обеспечение для организации общения и обмена информацией между школьниками и студентами экономического вуза. Структура данных сообществ сочетает три взаимосвязанных понятия: взаимная вовлеченность, совместное предприятие и совместно используемые навыки.
Данный проект позволит сформировать и адаптировать модель взаимодействия студентов высших учебных заведений и учащихся учреждений общего среднего образования через создание сетевых сообществ, что будет способствовать практическому использованию полученных знаний и навыков студентов-экономистов и позволит быстро реагировать на потребности целевой аудитории, оперативно получать обратную связь от участников инновационных площадок, совместить групповое обучение и индивидуальный подход.
Основная идея проекта состоит в том, чтобы используя сетевую организацию для быстрого обмена информацией и знаниями, содействовать развитию гибкости и креативности, обучению навыкам совместной деятельности при сохранении индивидуальности в процессе формирования у учащихся знания об основах предпринимательской культуры на практике создания, функционирования сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты». Виртуальные бизнес-сообщества обеспечивают важной информацией учащихся, которые хотят и нуждаются в рекомендациях, указаниях, советах, идеях и инновациях в сфере предпринимательской культуры.
Цель проекта: формирование предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты».
Задачи проекта:
Установить тесное виртуальное взаимодействие с участниками инновационных площадок с целью обмена информацией и формирования навыков делового общения через сетевые бизнес-сообщества «учащиеся-студенты».
Воспитывать лидерские, организаторские качества и психологическую готовность обучающихся к профессиональной деятельности на основе предпринимательской культуры через деятельность Школьной Бизнес-компании и клуба «Бизнес-Юниор».
Организовать работу Коучинг Центра по теоретическим вопросам формирования предпринимательской культуры участников инновационного проекта.
Разработать организационно-методические механизмы реализации модели сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты» через описание, обобщение и трансляцию опыта инновационной деятельности.
Ожидаемый результат:
Внедрение модели взаимодействия студентов высших учебных заведений экономического профиля и учащихся учреждений общего среднего образования через сетевые бизнес-сообщества будет способствовать:
1.Повышению уровня сформированности предпринимательской культуры учащихся.
2.Приобретению учащимися практических навыков предпринимательской деятельности через работу Школьной Бизнес-компании.
4.Созданию образовательной сети по вопросам формирования предпринимательской культуры «учащиеся-студенты».
5.Повышению уровня профессиональных компетенций педагогов.
6.Публикации материалов по эффективным практикам деятельности сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты».
Цель: формирование предпринимательской культуры учащихся через организацию сетевых бизнес-сообществ, обеспечение виртуального взаимодействия.
Задачи:
- практическое использование модели формирования предпринимательской культуры учащихся;
- подготовка педагогов к эффективному внедрению педагогического комплекса;
- использование возможностей сетевых бизнес-сообществ в рамках проекта.
Основу этой модели будут составлять сетевые бизнес-сообщества, где студенты будут оказывать консультационную помощь в процессе формирования предпринимательской культуры учащихся. Это связано также с запросами времени, где активно создаются сетевые сообщества в реализации бизнес-технологий.
Создание сетевых бизнес-сообществ будет способствовать практическому освоению основ предпринимательской культуры, содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Данная модель даст идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповые решение формирования предпринимательской культуры. Обеспечит информационной поддержкой и консультационным сопровождением.
Модель состоит из блоков:
1 блок – учебно-воспитательное пространство (формирование предпринимательской культуры в урочное и внеурочное время через акцентирование внимания на определенные знания, умения, навыки, действия);
2 блок – информационно-образовательное пространство «учащиеся-студенты» (создание социально-коммуникативной системы взаимодействия в виртуальном сетевом сообществе);
3 блок – административно-педагогическое пространство (обеспечение информационной поддержки и сопровождения в разработке методик по формированию предпринимательской культуры обучающихся);
4 блок – бизнес-пространство (организация деятельности школьной бизнес-компании «Шаг за шагом», содействие в разработке и реализации продукта).
Для реализации Модели будут использованы мероприятия по формированию предпринимательской культуры учащихся, которые включают в себя:
1) систему взаимодействия «учащиеся-студенты», где студенты будут оказывать тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры школьников;
2) формирование предпринимательских компетенций (как части ключевых, необходимых для предпринимательства и построения успешной карьеры).
Модель включает в себя формирование у учащихся качеств современного предпринимателя по направлениям:
«Успехи и достижения» - инициатива, использование возможностей, владение и использование информации, настойчивость в стремлении к успеху, ответственность за обязательства, повышение эффективности деятельности; «Лидерство» - уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, повышение уровня образованности; «Предпринимательское мышление» целенаправленность и планирование, генерирование и оценка идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций; «Взаимодействие и отношения» - надежность и честность, признание важности деловых отношений, имидж; «Образование» - стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере, «Личностные возможности» - работоспособность и трудолюбие, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность.
Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются социально-культурные и педагогические условия, позволяющие эффективно развивать предпринимательскую культуру школьников с учетом запросов рынка труда.
Основными методами формирования предпринимательской культуры учащихся являются: методы социологических исследований, методы организации деятельности и поведения учащихся, методы формирования общественного сознания личности, методы самообразовательной деятельности.
Данная модель даст идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповые решения формирования предпринимательской культуры. Обеспечит информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательской идеи; разработке и продвижении социальных бизнес-проектов; проведении маркетингового исследования; поиске бизнес-партнёров; экономических расчётах; формировании у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности.
На базе учреждения образования будет создан Информационный центр, функциями которого будут являться:
- осуществление взаимодействия между участниками инновационной площадки;
- разработка предложений по развитию виртуального сотрудничества в сфере предпринимательства;
- подготовка предложений, рекомендаций по вопросам реализации проекта;
- консолидация усилий в разрешении организационных, финансовых и иных проблем, связанных с реализацией проекта.
Основу модели сетевых бизнес-сообществ составляют следующие формы работы:
- Коучинг Центр;
- научно-практические конференции;
- интернет-олимпиады;
- вебинары;
- сетевые сообщества;
- онлайн-консультации.
Этапы и сроки |
Содержание работы |
Информационно-методическое обеспечение |
Внутришкольный контроль и мониторинг |
Подведение итогов |
|||||
с педагогами |
с обучающимися |
с родителями |
|||||||
1. Подгото-вительный: февраль-август 2017г. |
- диагностика «Готовность педагогов к инновационной деятельности»; - создание творческой группы, распределение функциональных обязанностей; - теоретический семинар «Формирование предпринимательской культуры»; - заседание творческой группы «Составление программы инновационной деятельности» |
- социологический опрос «Отношение к предпринимательской деятельности»; - диагностика «Профессиональные интересы учащихся»; - методика «Незаконченные предложения»; - анкетирование «Выявление потребностей учащихся в оказании образовательных услуг» |
- диагностика степени включенности родителей и социальных партнеров в инновационные преобразования; - родительское собрание «Инновационный проект в учреждении образования»; - круглый стол для членов родительского комитета «Модель взаимодействия школы и студентов в условиях реализации инновационного проекта» |
- составление аннотированного списка материалов по теме; - оформление информационного уголка «В помощь педагогу-инноватору»; - диагностический инструментарий
|
Разработка материалов и механизмов методического сопровождения инновационной деятельности. Оформление документов для осуществления инновационной деятельности республиканского уровня (заявка, проект, информационная карта) |
Совещание при директоре;
заседание творческой группы;
заседание методического совета |
|||
2. Практичес-кий: сентябрь 2017г. – январь 2020г. |
- педагогический совет «Деятельность педагогического коллектива учреждения образования в рамках реализации инновационного проекта»; - совещание при директоре «О ходе реализации проекта»; - семинар-практикум «Формы и методы работы классного руководителя по формированию предпринимательской культуры»; - ИМС «Научно-методическая, информационно-правовая база инновационной деятельности»; - изучение вопроса формирования предпринимательской культуры в рамках методических формирований; - круглый стол для классных руководителей «Формирование предпринимательской культуры через участие в виртуальном сообществе «учащиеся-студенты»» |
- организация факультативных занятий «Основы предпринимательства», кружков «Занимательная экономика», «Этикет и искусство общения», клуба «Бизнес-Юниор»; - цикл классных часов «Экономическая азбука»; - ярмарки «От идеи - до прибыли»; - экскурсии на предприятия «Свое дело»; - встречи с индивидуальными предпринимателями, успешными людьми «Формула успеха»; - онлайн-консультации «Экономика: первые шаги»; - работа бизнес-компании «Шаг за шагом»; - проведение недели предпринимательства и делового этикета; - интернет-олимпиада по экономике; - участие в виртуальных научно-исследовательских конференциях; - ярмарка профессий с участием представителей ССУЗов и ВУЗов Гродненской области; - выпуск электронной газеты;
|
- организация работы родительского всеобуча; - разработка памяток для родителей; - общешкольное родительское собрание «Формирование предпринимательской культуры школьников»; - вовлечение родителей в культурно-массовые мероприятия «Неделя предпринимательства», ярмарка «От идеи – до прибыли»; - интерактивные занятия; - онлайн-консультации «Экономика и мы»; - презентация позитивного опыта «Финансовая грамотность ребенка» |
- работа информационного центра «Экономика и предпринимательство»; - регулярное обновление информации на сайте школы о ходе реализации инновационного проекта; - пополнение фонда методической литературы; - создание электронного архива методических материалов. |
Определение уровня инновационной компетентности учителей методической и психологической службой учреждения. Посещение и анализ факультативных занятий, кружков, внеклассных мероприятий. Выявление соответствия результатов целям, задачам инновационного проекта. Составление аналитических отчетов участниками инновационного проекта |
Промежуточ-ный педагогичес-кий совет;
итоговый педагогичес-кий совет;
совещание при директоре |
|
||
3. Обобщаю-щий: январь-май 2020г. |
- заседание творческой группы с целью обобщения результатов инновационной деятельности; - подготовка публикаций в периодических изданиях: «Настаўніцкая газета», «Праблемы выхавання», «Народная асвета», «Іўеўскі край»; - диагностика «Удовлетворенность результатами инновационной деятельности»; - подготовка творческих отчетов |
- мини-сочинение «Кем я вижу себя в будущем»; - диагностика «Удовлетворенность результатами инновационной деятельности»
|
- анкетирование родителей “Роль семьи в профессиональном самоопределении ребенка”; - диагностика «Удовлетворенность результатами инновационной деятельности»
|
- оформление программно-методических материалов, накопленных в ходе реализации проекта |
Анализ реализации программы. Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, описание хода и результатов инновации. Анализ полученных результатов |
Отчет по реализации проекта |
|
||
4. Внедренчес-кий: май-декабрь 2020г. |
- издание брошюры «Из опыта работы»; - публикации в периодических изданиях; - презентация опыта работы на уровне района; - проведение вебинара для педагогов района; - разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в практике |
- продолжение работы факультативных занятий и кружков экономической направленности; - деятельность бизнес-компании «Шаг за шагом» |
|
- электронный банк данных |
|
|
|
критерии |
показатели |
ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
Ценностное отношение к труду в целом и предпринимательской деятельности |
Имеет четкие представления о сферах трудовой деятельности, основах бизнеса и предпринимательства, условиях построения успешной карьеры. Знает основы предпринимательства, примеры успешного бизнеса, слагаемые успеха для достижения целей в труде, бизнесе, карьере |
Диагностика, анкетирование |
Владение интернет-технологиями |
Умеет работать с электронной почтой, устанавливать связь по Skype, Viber, находить необходимую информацию в поисковых системах, использовать облачные технологии |
|
Осознание необходимости эффективного ведения предпринимательской деятельности для благополучного экономического развития |
Интересуется вопросами успешного развития экономики, ведения бизнеса, знает учебные заведения, где учат экономике и предпринимательству. Знаком с документацией, необходимой для ведения предпринимательской деятельности; наиболее востребованными и доходными сферами бизнеса |
Собеседование |
Самостоятельность, самооценка и самоорганизация |
Стремится быть самостоятельным в больших и малых вопросах, осознает свои действия, планирует время, предполагает дальнейшее свое развитие и обучение. Самостоятелен, активен, критичен, адекватен в самооценке, проявляет организованность лично и в порученных общественных делах |
Анкетирование, мониторинг
|
Умение генерировать и оценивать идеи, работать с информацией |
Хорошо работает с информацией различного рода, старается креативно мыслить и критически осмысливать идеи и проекты. Умеет быстро и результативно работать с информацией, предлагать бизнес-идеи и давать им оценку, вести проектную деятельность |
Наблюдение
|
Организационное творчество, инициативность в решении проблем |
Знаком с приемами творческой организации процессов, инициативен, старается видеть альтернативу в решении проблем. Имеет активную жизненную позицию, общителен, может планировать работу группы, выдвигать идеи различных способов решения поставленных задач |
Наблюдение, интерактивная рефлексия |
Стремление к личностному росту и развитию лидерских качеств |
Имеет представление о путях достижения успеха, профессиональной карьеры, качествах, необходимых деловому человеку, помогающих развивать свое дело эффективно. Является лидером во многих вопросах своего класса, группы, осознанно подходит к профессиональному самоопределению, думает о создании своего дела, бизнеса в будущем |
Социальный опрос, собеседование |
1. Станкуть, Л.И. "Формирование предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства" // "Адукацыя і выхаванне" , люты 2018, №2 (314) - С. 26
2. Станкуть, Л.И. Опыт реализации инновационного проекта "Внедрение модели формирования предпринимательских компетенций у учащихся сельской школы в условиях социального партнерства" в государственном учреждении образования "Геранёнская средняя школа" / Л.И. Станкуть // Сборник научно-практических статей участников инновационной деятельности / ГУО «Акад. последиплом. образования» ; под общ. ред. Г. И. Николаенко. – Минск : АПО, 2018.- С. 794
3.Карпыза, Е.Е. Повышение предпринимательской культуры учащихся посредством учебной бизнес-компании/Е.Е.Карпыза// Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде: материалы Респ.научн.-практ. конф. с междунар.участием. г. Минск, 13-14 декабря 2018 г. / ред. кол. Лаптенка А.С.; Институт социально-гуманитарного образования БГЭУ. – Минск: РИВШ, 2019. – 380 с.- С.318-321.
4. Карпыза Е.Е. Опыт работы в рамках реализации инновационного проекта/ Е.Е. Карпыза // Сборник материалов республиканской конференции "Креативная экономика - вызов времени. Инновационные подходы и методы работы с одаренными учащимися. Проектная деятельность учреждений / Учреждение культуры "Междунарожный дом искусств" - Минск, 2018. - С. 26
5.Кулеш, А.И. Классный час «Деньги: добро или зло?»/А.И.Кулеш// Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив/ Г.Ф.Бедулина, Л.А.Кивлюк. – Минск: РИВШ, 2019. – 343 с.– С. 244-250.
1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие/ А.Н. Алейников. - Мн.: Новое знание, 2003. - 304 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Инновационная деятельность педагогических коллективов как фактор развития образования/Г.Ф.Бедулина//Треугольник знаний: образование - наука - инновации : материалы международной научно-практической конференции, Минск, 20-21 апреля 2016 г. - Минск: БНТУ, 2016. - 230 с./149-151.
3. Бедулина Г.Ф. Формирование экономической культуры и предпринимательских ценностей в рамках школьных бизнес-компаний/Г.Ф.Бедулина//Вестник Белорусского государственного экономического университета.- 2015- № 5- С.111-116.
4. Бударина, А.В. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для I учителя / А.В. Бударина [и др.]. - М.: Просвещение, 1998. – 196 с.
5. Вабищев, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право в Республике Беларусь: практ. пособие/ С.С. Вабищев. - Мн.: Молодежное научное общество, 2002. – 242 с.
6. Волков, С.Д. Экономика. Пособие для преподавателей курса экономики в образовательном учреждении/ С.Д. Волков [и др.]. - СПб.: ЛОИРО, 2000. – 475с.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).
8. Директива №4 от 31 декабря 2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/12259
9. Декрет Президента Республики Беларусь №6 от 7 мая 2012 года «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/13491.
10. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb1063.htm
11. Закон Республики Беларусь №148-З от 1 июля 2010 «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000148
12. Иванов, С.И. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/ С.И. Иванов [и др.]/под ред. С.И.Иванова – 3-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2003. – 314 с.
13. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (утверждена постановлением Министерства образования от 01 сентября 2011 г. № 251 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 127, 8/24371)).
14. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk1100243
15. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/koncepcia_nepreruvnogo_vospitania.doc.
16. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство/ М.Г.Лапуста [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 174 с.
17. Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности в учреждениях образования региона: материалы областной научно-практической конференции, 19 ноября 2009г., г. Гродно / ред. кол.: Г.Г.Борисюк, А.В.Рыкова, Л.А.Кивлюк. – Гродно: Изд-во ГУО «Гродненский ОИРО», 2010г. – 94с.
18. Трусова, Л.А. Педагогический комплекс по формированию предпринимательских компетенций у школьников / Л.А. Трусова // Образование и общество, 2012 . - №2
19. Сухарев, В.А. Этика и психология делового человека/ В.А. Сухарев. – М.: Агентство «ФАИР», 2004.
В период с 2017 по 2020 годы в государственном учреждении образования «Геранёнская средняя школа» осуществлялась реализация инновационного проекта Министерства образования Республики Беларусь «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ».
Целью проекта являлось формирование предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ.
В реализации проекта участвовали 9 педагогов учреждения образования (включая директора, заместителя директора по учебной работе, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования). Из 9-ти педагогов 1 (11%) имеет высшую квалификационную категорию, 6 (67%) – первую, 1 (11%) – вторую, 1 (11%) – без категории.
Разработана комплексно – целевая программа инновационной деятельности «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ», составлены календарные планы инновационной деятельности на 2017/2018 , 2018/2019 , 2019/2020 учебные годы, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов.
Взаимодействие между участниками инновационной площадки осуществлялось через созданный на базе учреждения образования Информационный центр, деятельность которого направлена на разработку предложений по развитию виртуального сотрудничества в сфере предпринимательства, консолидацию усилий в разрешении организационных, финансовых и иных проблем, связанных с реализацией проекта.
На протяжении всего периода реализации проекта работала творческая группа педагогов, целью которой являлось непосредственное осуществление мероприятий, предусмотренных календарным планом реализуемого проекта.
В ходе реализации проекта осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности: консультирование, оказание помощи, проведение тренингов, предупреждение неудач в выполняемой деятельности. Большое внимание уделялось практическим занятиям с элементами тренинга, так как данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала участников инновационного проекта.
Компетентностный подход к организации мероприятий и профессиональному самосовершенствованию участников инновационной деятельности осуществлялся через систему мероприятий: работу образовательных клубов, структур управления, проведение и участие в семинарах, конференциях, самообразование.
Изучена мотивационная структура педагогической деятельности учителей-участников инновационного проекта и выявлены наиболее значимые факторы - мотиваторы. Преобладающими мотивами профессиональной деятельности являются следующие мотивы: общественная и личная значимость труда, стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа, интерес к педагогической деятельности, в том числе и к инновационной, желание находиться в среде интеллектуалов, удовлетворение от работы.
Задачи, поставленные в ходе реализации проекта, решались через комплекс методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов, а именно через участие педагогов в семинарах, повышение квалификации.
Организовано проведение консультаций для участников инновационного проекта по проблемам педагогического взаимодействия.
Научно-методическое и информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности коллектива реализовались через консультации научного консультанта Бедулиной Г.Ф., доцента кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидата социологических наук, инструктивно-методические семинары как на базе школы, так и на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования». В помощь педагогам создан банк научной и научно-методической литературы, оформлен информационный стенд «В школе – ИННОВАЦИЯ!», в котором отражена тема инновационного проекта, темы исследований педагогов, модель выпускника школы, достижения учащихся.
Создана виртуальная образовательная сеть по вопросам формирования предпринимательской культуры обучающихся.
Установлено виртуальное взаимодействие с участниками инновационных площадок с целью обмена информацией и формирования навыков делового общения на сайте “Предприниматель PRO100” (гимназии №1 г.п. Зельва). Он объединяет все интернет-ресурсы, сообщества, созданные инноваторами по реализации проекта, и даёт возможность всем участникам обмениваться информацией и формировать предпринимательскую культуру обучающихся.
В 2017 году учреждение получило статус ресурсного центра системы образования Гродненской области по теме: «Формирование предпринимательских компетенций обучающихся».
Наращивание компетенции участников инновационного проекта происходило через участие, а также организацию и проведение различного уровня семинаров-практикумов, научно-практических конференций, круглых столов, фестивалей. В течение трех лет деятельности в рамках инновационного проекта участники приняли участие:
Семинары-практикумы – 6;
Школа управления для руководителей учреждений образования - 1;
Семинары-практикумы (АПО, ГрОИРО) – 5;
Научно-практические конференции (республиканские, областные, региональные) – 6;
Фестивали, круглые столы, выставки, отчеты-презентации – 9;
Вебинары – 4;
Обучающие онлайн-игры – 3.
На подготовительном этапе работы (февраль – август 2017г.) участники инновационного проекта направили работу на создание благоприятных условий для реализации проекта и проектирование инновационной деятельности. Результатами стало изучение нормативных документов, научно-методической литературы, разработка психолого-диагностических методик, распределение функциональных обязанностей между участниками проекта, составление программы индивидуальной деятельности и календарного плана по ее реализации, разработка модели выпускника школы.
В течение практического этапа (сентябрь 2017г. – январь 2020г.) участники инновационной деятельности и педагогический коллектив школы осуществляли целенаправленную работу по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ, отрабатывались механизмы организации инициативной учебной деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Повышение методической грамотности учителей по поддержке ученической инициативы учебной деятельности осуществлялось через деятельность группы методического сопровождения педагогов. Разработаны механизмы стимулирования и поддержки инициативной учебной деятельности учащихся средствами учебного предмета в урочной деятельности. Приоритетными направлениями в формировании предпринимательской культуры выделены: урочная и внеурочная деятельность, взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, экскурсии на предприятия, встречи с успешными людьми, взаимодействие в виртуальном сетевом сообществе.
Результатом работы стало проведение участниками инновационного проекта всех запланированных мероприятий, обеспечено единство целевых и содержательных компонентов программы.
Практическим воплощением содержания инновационного проекта стало:
- организация факультатива «Основы предпринимательства», целью
которого является развитие предприимчивости и формирование основ предпринимательской культуры у учащихся. В 10 классе рассматриваются 4 основные темы: «Предприимчивость и предпринимательство», «Как начать свое дело? Организационно-правовые условия предпринимательской деятельности», «Бизнес-идея – начало пути», «Как реализовать бизнес-идею». В результате изучения данного факультативного занятия учащиеся 10 класса познакомились с основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими предпринимательскую деятельность, знают особенности предприимчивости и предпринимательства, виды и формы предпринимательской деятельности, механизм государственной регистрации предпринимательской деятельности, лицензирования отдельных видов и сертификации продукции, механизмы выбора стратегии предпринимательской деятельности и критерий его правильности. В 11 классе внимание уделяется следующим темам: «Регулирование и управление предпринимательской деятельностью», «В поисках маркетинга», «Культура предпринимательской деятельности», «Успех бизнеса: критерии и показатели его эффективности». В рамках изучения данного курса выпускники школы умеют составлять простейший вариант бизнес-плана, презентовать результат работы в команде, оценивать конкурентоспособность предпринимательской деятельности, анализировать потребительский спрос и прогнозировать его возможные изменения;
- занятия по интересам «Занимательная экономика» (5-6 классы), которое представляет собой один из этапов экономического образования в условия дополнительного образования. Целью данного курса является формирование основ экономического мышления, профессиональная ориентация и подготовка учащихся к жизни в условиях современного общества. Работа на занятиях направлена на формирование у учащихся интереса к изучению экономики, развитие познавательных способностей, совершенствование коммуникативных навыков, приобретение опыта принятия самостоятельных решений. В рамках занятия учащиеся решали математические задачи, адаптированные к экономике, проблемные ситуации, принимали участие в деловых и ролевых играх с экономическим содержанием;
- изготовление и реализация декоративно-прикладной продукции;
- деятельность учебной бизнес-компании «Шаг за шагом». Разработан новый вид деятельности – растениеводство. Основные направления работы: вегетативное размножение туй, пеларгонии, фуксии, самшита; выращивание лекарственных растений; изготовление фиточая;
- создание сетевого сообщества «Мир предпринимательства», сайта участниками бизнес-компании “Шаг за шагом” на платформе SimpleSite (ссылка: http://geraneny.simplesite.com/), где ребята размещают свои контакты, информацию о деятельности компании, основные проекты, рекламу;
- выпуск электронной газеты «Школа продаж», героями которой являются местные предприниматели. Ребята имели возможность познакомиться с особенностями организации ведения малого и среднего бизнеса, задать интересующие вопросы о реализации, конкурентоспособности продукции.
Практико-ориентированную направленность носили встречи с индивидуальными предпринимателями Тихоновичем Д.И., Карпызой И.Я., Бальцевич С.В, Шаталовой Т.Ч., Салеевой Н.В., Маргялис Е.К.
- организация работы Коучинг центра;
В рамках недели предпринимательства и делового этикета состоялась учёба по созданию рекламы по реализации продукции «Компьютер и бизнес», организованы олимпиада по финансовой грамотности, классные часы, тренинги по формированию предпринимательских компетенций, конкурс видеороликов.
Во всех участников проекта особый интерес вызвали тематические ярмарки-распродажи, где каждый мог продемонстрировать предпринимательские способности и заработать свои деньги.
Практическую направленность носили экскурсии на предприятия «Своё дело», встречи с индивидуальными предпринимателями, успешными людьми «Формула успеха».
На обобщающем этапе (январь 2020г. – май 2020г.) участники инновационного проекта направили работу на презентацию опыта и результатов инновационной деятельности на разных уровнях. Это республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодёжной среде», которая проходила на базе Белорусского государственного экономического университета. В рамках конференции состоялся круглый стол «Вовлечение педагогов в разработку эффективных форм работы по формированию деловой активности и предпринимательских компетенций обучающихся», в котором приняли участие педагоги-инноваторы. Все участники круглого стола выразили единодушное мнение, что студенческое тьюторство дало членам ученических бизнес-компаний возможность консультационной помощи по поиску предпринимательской идеи, проектированию социально-деловых стартапов. Результаты проведенных тренингов членами студенческого клуба «Бизнес-тьютор», показали эффективность студенческого наставничества по формированию предпринимательских компетенций школьников, которое помогает сформировать у участников ученических бизнес-компаний представления о закономерностях развития предпринимательства, освоить навыки ведения социально ответственной предпринимательской деятельности; республиканская конференция «Креативная экономика – вызов времени. Инновационные подходы и методы работы с одарёнными учащимися. Проектная деятельность учреждений»; областной семинар - скрининг инновационных идей «Молодёжное предпринимательство: # Модели. Динамичного. Развития (для заместителей директора по воспитательной работе, руководителей учебных бизнес-компаний, представителей учреждений образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ».
Учебная бизнес-компания «Шаг за шагом» презентовала свою работу на «Аллее стартапов» на XVІІІ республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи в рамках Года малой родины в 2019г.
На фестивале учебных бизнес-компаний Гродненской области (октябрь 2019г.) учебная бизнес-компания «Шаг за шагом» награждена специальным дипломом и кубком в номинации «Эффективное продвижение производимого товара или оказываемой услуги». Ребята представили свою компанию в форме стендового доклада с демонстрацией производимого товара с элементами интервью и собеседования с экспертной группой.
Участники бизнес-компании стали победителями заочного конкурса бизнес-идей и проектов «Ступени успеха» (февраль 2020г.), проводимого Национальным детским образовательно-оздоровительным центром «Зубрёнок» и приняли участие в смене «Экономический БУМ, или Бизнес-университет молодёжи», награждены дипломом как финалисты конкурса.
Отдельные материалы из опыта работы педагогов-новаторов включены в республиканский сборник «Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив», статьи из опыта работы размещены на страницах газет “Іўеўскі край”, “Настаўніцкая газета”.
Пособие «Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив”, в котором опубликовано 27 разработок педагогов-инноваторов, получило Диплом 1-й степени по результатам XVIII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи. Материалы пособия получили поддержку педагогов-практиков и размещены на сайте Академии последипломного образования для внедрения в массовой практике для использования в образовательном процессе учреждений общего среднего образования республики.
Таким образом, программа инновационной работы на 2017-2020 г.г. выполнена. Результаты соответствуют поставленной цели и задачам инновационного проекта, согласованы с заявленными в проекте критериями и показателями. Это свидетельствует об эффективности проделанной работы по созданию в деятельности учреждения образования системы по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ.
Проведенный анализ созданной модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ позволяет сделать вывод о необходимости подготовки и публикации методических рекомендаций, в которых будут описаны приемы, методы стимулирования и поддержки инициативной учебной деятельности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности, взаимодействием в виртуальном сетевом сообществе по формированию предпринимательской культуры.
Результаты реализации инновационного проекта подтвердили свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность. Их значимость для системы образования Республики Беларусь состоит в разработке и апробации наиболее эффективных форм работы педагогов по данному направлению, которые могут быть внедрены в практику для использования в образовательном процессе учреждений образования.
Мы в соцсетях & RSS